Время на прочтение: 7 минут(ы)
Оглавление
- 1 Введение: Заброшенная сказка рязанских полей | Неочевидная Россия
- 2 Исторический контекст: Как железные дороги породили конный завод
- 3 Архитектурный шедевр: Шехтель в службах лошадям
- 4 Лошади аристократы: От русских верховых до олимпийских чемпионов
- 5 Люди и судьбы: От Дервиза до Жукова
- 6 Современное состояние: Между забвением и надеждой
- 7 Архитектурные аналоги: Неоготика для скота
- 8 Практическая информация для посетителей
- 9 Заключение: Место, где время остановилось
- 10 Подписывайтесь на наши социальные сети:
- 11 Новогодние каникулы в Санкт-Петербурге!
- 12 Где можно отдохнуть и подлечиться одновременно.
- 13 Символы древней цивилизации Египта.
Введение: Заброшенная сказка рязанских полей | Неочевидная Россия

Где-то в рязанской глубинке, среди бескрайних полей и тихих деревенек, притаился архитектурный парадокс, способный пошатнуть представления о русской провинции. Представьте: неоготические башни из красного кирпича с белыми вставками, устремленные в небо, величественные арки и стрельчатые окна, достойные средневековых замков. А вокруг пасутся лошади аристократических кровей — темной масти, с благородными линиями головы, чьи предки скакали под седлами маршалов Жукова и Буденного.
Это не декорации к историческому фильму — это Старожиловский конный завод, уникальный памятник архитектуры, промышленности и коневодства, созданный гением Федора Шехтеля по заказу предпринимателя Павла фон Дервиза. Место, где переплелись судьбы русских аристократов, советских маршалов, гениальных архитекторов и… обычных коров, которые сегодня мирно пасутся у подножия башен, видевших расцвет и закат империй.
Почему один из самых ярких архитекторов модерна построил в рязанской глуши неоготический комплекс для лошадей? Как связаны железнодорожный магнат, учитель математики и маршал Жуков? И почему шедевр Шехтеля медленно превращается в руины, пока его обитатели — лошади русской верховой породы — завоевывают международные награды? Давайте вместе раскроем эти тайны!
Исторический контекст: Как железные дороги породили конный завод
💎 Семья фон Дервизов: От железных дорог к скаковым трекам
История завода начинается с Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881), предпринимателя-концессионера, председателя правления Рязанско-Козловской железной дороги. В 1860-е годы, во время строительства железной дороги, соединившей Рязань и нынешний Мичуринск, ему приглянулись земли по берегам реки Истья.
Фон Дервиз приобрел имение в Старожилово у крупной землевладелицы, статс-дамы, княгини Ольги Орловой. Изначально он планировал построить здесь не только конный завод, но и картинную галерею, и школу. Однако из-за болезни детей (старшие дети болели туберкулезом) семья была вынуждена перебраться в Ниццу. Павел Григорьевич отошел от дел, а управление имением перешло к его брату.
🏰 Павел Павлович фон Дервиз: Чудак, гусар и меценат
Настоящий расцвет Старожилово связан с Павлом Павловичем фон Дервизом (1870-1943), младшим сыном предпринимателя. Земли достались ему в наследство после смерти брата отца, управлявшего имением.
Павел Павлович был личностью неординарной: «вчерашний блестящий гусар и дамский любимец», который после выхода в отставку поселился не в Санкт-Петербурге, а в провинциальном Старожилово. Он сдал экстерном экзамены за весь курс математического факультета и стал преподавать математику в им же учрежденной гимназии в Пронске. Кроме того, он страстно любил искусство — оперу и живопись — и даже ставил в своем самодеятельном театре оперы (включая «Евгения Онегина»), где сам исполнял главные партии.
Именно Павел Павлович воплотил в жизнь идею отца по созданию конного завода, пригласив для этого молодого архитектора Федора Шехтеля.
Таблица: Хронология ключевых событий в истории Старожиловского конного завода
| Год | Событие | Значение |
|---|---|---|
| 1865 | Приобретение имения фон Дервизами | Начало истории семьи в Старожилово |
| 1891 | Начало строительства завода | Архитектор — Федор Шехтель |
| 1893 | Основание конного завода | Официальная дата рождения |
| 1897 | Завершение строительства | Создание архитектурного ансамбля |
| 1918 | Национализация завода | Переход к советской власти |
| 1920 | Создание кавалерийских курсов | Обучение будущих маршалов |
| 1941 | Гибель поголовья при эвакуации | Трагедия военного времени |
| 1978 | Начало возрождения русской верховой | Восстановление породы |
| 1999 | Включение породы в госреестр | Признание селекционного достижения |
Архитектурный шедевр: Шехтель в службах лошадям
🏛️ Неоготика в русской провинции: Замок для лошадей
Федор Шехтель, тогда еще молодой архитектор, создал в Старожилово уникальный промышленно-усадебный комплекс в готическо-византийском стиле с мавританскими мотивами. Здания построены из красного кирпича с белыми вставками, что придает им сходство со средневековыми замками.
Комплекс включал 12 крупных сооружений: центральную конюшню с манежем, жилые дома, коровник, молокозавод, летний театр, винокуренный завод, спиртовой подвал, каретный двор и другие постройки. При этом в имении были созданы передовые для своего времени системы отопления и канализации.
Основное здание конного завода представляет собой квадрат 92 на 92 метра, разделенный пополам конюшнями8. Внутри квадрата находятся два замкнутых двора — варо́к, защищенные со всех сторон от ветра. Конюшни располагались секциями из 18 денников, разделенных башнями, которые служили распределительными вестибюлями.
Угловые башни на первом этаже предназначались для хранения кормов, сбруи и тренировочного инвентаря, а на вторых и третьих этажах располагались жилые помещения для конюхов. Эти башни были не просто декоративными — они выполняли функцию воздуховодов, позволяющих поддерживать оптимальные температуру и состав воздуха в конюшне.
🏭 Промышленная архитектура как искусство
Шехтель подошел к проектированию хозяйственных построек с той же тщательностью, что и к дворцам. Как отмечают исследователи, в отличие от изменчивой и многоликой усадьбы в Кирицах (также принадлежавшей фон Дервизам), в Старожилово «напрочь отсутствует кирицкая изменчивость, подвижность, многоликость, и преобладают регулярные ритмы и статика».
Центральная конюшня с манежем имеет объем 25 тысяч кубометров и производит впечатление величавости и монументальности. Выразительность ей придают двухцветная кладка, зубцы, ширинки и поребрики, стрельчатые и лучковые очелья окон, шатровые верхи кровель и множество пинаклей, поднимающихся высоко над кровлей.
Интересно, что белый кирпич для строительства привозили издалека, а на некоторых кирпичах сохранились клейма производителя, с которыми связаны «детективные истории».
Лошади аристократы: От русских верховых до олимпийских чемпионов
🐎 Русская верховая порода: Возрождение легенды
Старожиловский конный завод — единственное в мире место, где разводят лошадей русской верховой породы. Эти «лошади-аристократы» темной масти с благородными линиями головы были включены в Государственный реестр селекционных достижений в 1999 году38, а в 2019 году — в Международный реестр пород UELN (им присвоен номер 643005).
История породы трагична и возрожденческая. Первоначально завод создавался с целью улучшения местной рязанской рабочей лошади. Но уже скоро Павел Павлович фон Дервиз решил работать с верховыми и рысистыми породами. К 1898 году завод «достиг нормы» и состоял из 170 кровных маток и 24 жеребцов.
После национализации в заводе разместились лошади Красной Армии. Самые трагические страницы истории связаны с Великой Отечественной войной: при эвакуации поголовья на восток все лошади погибли при переправе через Оку.
Возрождение породы началось в конце 1970-х годов по инициативе Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Старожиловский завод стал базой для воссоздания русской верховой породы, работу возглавил Вадим Алексеевич Парфенов с кафедры коневодства МСХА.
🏆 Спортивные достижения: От Дерби до Олимпиад
Лошади из Старожилово имеют впечатляющие спортивные достижения. Еще в 1926 году кобыла Герань Старожиловского завода выиграла Большой всесоюзный приз (Дерби).
Сегодня лошади русской верховой породы участвуют в международных соревнованиях по выездке, конкуру и троеборью. Среди знаменитых выпускников завода:
- Выездка: Барин, Диксон, Амаретто (ex Аргонавт), Гепард, Кипр, Инсар, Индор, Рамблер
- Конкур: Чандра, Гоготун, Дурман, Героопол
- Троеборье: Дервента, Алигарх, Акхисар
Карьера многих отечественных спортсменов, особенно в выездке, связана с лошадьми из Старожилово: Нина Менькова, Юрий Ковшов, Инесса Меркулова, Регина Исачкина, Александра Корелова и другие.
С 2019 года все жеребята, рожденные в заводе, получают к кличке приставку «СТАР». Завод сотрудничает с ведущими спортсменами страны, включая мастера спорта международного класса Александра Маркова.
Люди и судьбы: От Дервиза до Жукова
👨🏫 Павел Дервиз-Луговой: Учитель математики с трагической судьбой
Судьба Павла Павловича фон Дервиза сложилась драматично. Во время Первой мировой войны он сменил фамилию на Луговой, скрывая немецкие корни. Он признал революцию, но это не спасло его от преследований.
Революционная власть приговорила его к расстрелу, но местные жители предупредили об опасности, и он пешком ушел из имения. В Петрограде его арестовали и поместили в Бутырку. Спасло его заступничество бывших учеников (он преподавал математику в женской гимназии в Пронске), которые ходатайствовали перед самим Лениным.
В 1920 году он вернулся в Старожилово и стал читать лекции по математике на кавалерийских курсах, открытых на базе его же конного завода. Одним из его слушателей был будущий маршал Георгий Жуков.
В конце жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха Тверской области, где работал сельским учителем вместе со своей последней супругой. Он умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних дней работая над собственным учебником математики.
🐴 Маршал Жуков и кавалерийские курсы
После национализации завода в 1918 году здесь содержались лошади Красной Армии. А в 1920 году в Старожилово были переведены кавалерийские курсы. Одним из курсантов был Георгий Жуков, в будущем — маршал Советского Союза и герой Великой Отечественной войны. Часто бывал здесь по службе и другой советский маршал — Семён Будённый.
Интересно, что в 1920-е годы Павел Дервиз-Луговой, бывший владелец завода, преподавал математику курсантам этих курсов. Таким образом, Жуков вполне мог быть слушателем лекций человека, чей завод был национализирован советской властью.
Современное состояние: Между забвением и надеждой
🏚️ Заброшенность и разрушение
К сожалению, сегодня уникальный архитектурный комплекс находится в плачевном состоянии. Многие постройки заброшены и постепенно разрушаются. В бывшем здании молочной, на крыше которого сохранился флюгер с годом основания комплекса (1891), до недавнего времени жили люди, но после признания постройки аварийной жильцов расселили. Теперь дом пустует, и вандалы вскрывают квартиры.
Коровник потерял крышу в результате пожара в прошлом году. Некоторые башни имеют заложенные современным кирпичом окна. В бывшем доме конюхов и жокеев, который до недавнего времени был жилым, после пожара разрушена крыша, и здание превращается в руины.
Региональные власти заявляют о необходимости реставрации и поиска инвестора, но для этого нужно перевести конезавод из государственной собственности в областную. На восстановление требуются несколько миллиардов рублей.
🌱 Инициативы по сохранению: Фестиваль «Скорость»
Несмотря на запустение, находятся энтузиасты, пытающиеся сохранить наследие. Несколько лет назад две девушки — Маргарита Надеева и Ирина Авдекова — основали благотворительный культурно-образовательный фестиваль «Скорость».
Они начали с расчистки территории от поросли, бытового мусора, старых построек и сгнивших досок. За два года они вывезли 1500 кубометров мусора, высадили многолетние цветы и благоустроили парк. Теперь в нем можно пить кофе и любоваться лошадьми.
В конце фестивального сезона проводится праздник с интерактивными экскурсиями, творческими мастерскими, лекторием, выставками ретротехники и концертом. Организаторы говорят, что их миссия — «внести посильный вклад в восстановление усадьбы фон Дервиза и в сохранение русской породы лошадей».
Архитектурные аналоги: Неоготика для скота
⛪ Скотный двор в Красном: Баженов и духовная семинария
Любопытно, что Старожиловский завод — не единственный пример «аристократического» подхода к хозяйственным постройкам. В селе Красное Рязанской области находится скотный двор, построенный Василием Баженовым (архитектором Царицынского дворца) в стиле неоготики.
Это сооружение настолько величественно, что вызывает ассоциации с дворцом в Царицино. С 2003 года усадьба имеет нового хозяина — Серафимовский скит Сретенского монастыря. Исторический парадокс: «раньше советская власть отдавала храмы под хлев, теперь монахов заселяют «в стойла»».
Скотный двор уже восстановили и водрузили на него кресты. Сейчас там размещается духовная семинария Сретенского монастыря с 35 слушателями, для которых предусмотрены «несколько гектаров леса, чтобы каждый смог духовно уединиться».
🏰 Усадьба в Сохе: Еще один комплекс фон Дервизов
В расположенных недалеко от Старожилово Сохе и Ромоданово Павел Павлович фон Дервиз разводил тяжеловозов. Там также были построены архитектурные комплексы, но они сохранились хуже.
В Сохе Шехтелем были построены главный дом, флигели, кузница, молочная ферма, конный завод и ремесленная школа4. Многое из этого не сохранилось, а от дома фон Дервизов остались только руины, общую архитектуру которых «прочитать» уже практически невозможно.
Практическая информация для посетителей
🗺️ Как добраться и что посмотреть
Старожиловский конный завод находится в рабочем посёлке Старожилово в 56 километрах от Рязани. Комплекс расположен по берегам реки Истья: на одном берегу «производственный» комплекс, а на другом — «жилой».
На правом берегу реки сохранились фамильная церковь Петра и Павла (действующий храм), господский дом (ныне дом детского творчества), дом управляющего (библиотека и отдел культуры). Церковь построена в 1892 году питерским архитектором Александром Красовским в неорусском стиле, но сейчас оштукатурена, что скрывает исходную идею.
Территория завода открыта для посещения: «ворота открыты, сотрудники поглядывают искоса, но молча». Туристы часто подкармливают лошадей морковкой и яблоками, несмотря на предостерегающие стенды.
💡 Советы посетителям
- Лучшее время для посещения — осень или зима, когда деревья не мешают любоваться архитектурой.
- Не кормите лошадей без разрешения — это может быть вредно для их здоровья.
- Обратите внимание на детали — клейма на белом кирпиче, декоративные элементы башен, флюгер с датой основания.
- Посетите обе стороны реки Истья — и производственный комплекс, и жилую часть.
- Участвуйте в экскурсиях — энтузиасты проводят интерактивные экскурсии в рамках фестиваля «Скорость».
Заключение: Место, где время остановилось
Старожиловский конный завод — это не просто памятник архитектуры или центр коневодства. Это уникальный синтез промышленности, искусства, истории и природы. Место, где гений Шехтеля воплотился в кирпиче и растворе, создав «замок для лошадей» в русской глубинке. Где трагическая судьба Павла Дервиза-Лугового отразила все противоречия XX века. Где русская верховая порода, едва не погибшая в водах Оки, возродилась благодаря труду ученых и коневодов.
Сегодня, глядя на заброшенные башни и ветшающие стены, сложно представить, что всего век назад здесь кипела жизнь: работали молокозавод и винокурня, в летнем театре ставились оперы с участием самого владельца, а на кавалерийских курсах учился будущий маршал Жуков.
Но даже в запустении это место сохраняет особую магию и величие. Как сказала одна из организаторов фестиваля «Скорость», цитируя Павла Григорьевича фон Дервиза: «Всё возможно в России: и плохое, и хорошее. Надо только хорошее захотеть. Делать, делать его».
Возможно, именно сейчас, в наше время, когда интерес к историческому наследию растет, у Старожиловского завода появится шанс на второе рождение. Шанс снова стать не символом забвения, а живым памятником человеческой воле, творческому гению и любви к прекрасному — даже в самых неожиданных ее проявлениях.












0 Комментариев